К вопросу о „вредительстве“

В советском ли прошлом причины бед


В советском прошлом, которое согласно существующей ныне моде привычно ругают либералы, видя в нём причины множества бед России, воспитывалось уважение к рабочим профессиям. Уважение к труду и желание работать! На приобретение навыков к физическому труду и была направлена реформа образования, принятая в декабре 1958 года (закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»).

Автор сих строк сам обучался профессии токаря на УПК (учебно-производственном комбинате), начиная с девятого класса. Да, я не стал работать токарем на заводе, потому что обладал достаточными знаниями для поступления в политехнический институт, где конкурс в 1965 году был пять человек на место. Таким образом, отсев был значительным.

В годы моей работы (а это 19 лет, с 1970-го по 1989-й) на химическом заводе в цеха приходили многие молодые специалисты, которых приходилось экзаменовать на право допуска к самостоятельной работе. И особого ухудшения качества вузовской подготовки члены комиссий не замечали, потому что конкурс в политехнический институт сохранялся на высоком уровне. Тем более что стимул для хорошей учёбы в вузе оставался прежним: те, кто хорошо учился, попадали наверх списка на распределение, то есть имели возможность выбирать лучшие места приложения своих сил и полученного образования. Дальнейшая карьера молодых специалистов определялась ими самими, в зависимости от трудолюбия и желания работать.

О пользе от введения всеобщего среднего образования говорят такие цифры. За период с 1976 по 1980 годы в СССР создано 6,7 миллиона ученических мест, в том числе 3,8 миллиона – в сельской местности. В 1990 году в РСФСР насчитывалось 68 110 средних школ, а в демократической России через 23 года их осталось 44 000. Столь значительное снижение количества школ и есть настоящее вредительство!

Обрушение человека действительно началось с 1961 года, когда Хрущёв поманил советских людей иллюзией коммунизма с обещанием давать каждому по потребностям, независимо от вклада, т.е. способностей. Потребительский зуд охватил советский народ, ещё морально не созревший для коммунистических отношений, и в конце концов «вещизм» (как тогда говорили) разрушил социалистическую и социальную страну.

Успехи советского образования и роль потребительского мировоззрения невольно отметил бывший министр образования и науки А. Фурсенко: «Пороком системы советского образования было стремление создать человека-творца. Тогда как задача образования РФ – создать квалифицированного потребителя, способного пользоваться результатами труда других».

Стоящим у власти квалифицированным потребителям не нужен человек-творец, человек-созидатель космических кораблей, новых технологий, станков с ЧПУ. Не нужен творец, заинтересованный в развитии страны, а значит, не нужно советское просвещение. Такое, при котором оказался возможным запуск спутника всего через 12 лет после разрушительной войны.

Нынешних квалифицированных потребителей тошнит от упорного труда и творчества, поэтому вместо советского предмета «Труд» в школьные программы введена некая «Технология» с 1–2 часами в неделю. Очередная болтология. Неудивительно, что если к точным наукам в 2007 году проявляло интерес 68% населения РФ, то в 2013-м – лишь 47%. Шевелить мозгами, решая задачи по физике или химии, гораздо сложнее, чем осуществлять «связи с общественностью».

Причину разрушения системы ПТУ, то есть профессионально-технического обучения, Н. Никитин видит в ошибках советского прошлого. Да нет, и ещё раз нет. За 25 лет существования новой России закрыто 40 000 предприятий, на деле являющихся шефами, то есть содержателями отраслевых ПТУ. Новые «эффективные менеджеры», называемые в народе презрительно «менагерами», скинули их содержание с рук. Но сегодня даже они поняли свой провал и стали создавать ресурсные центры. В Нижегородской области, например, работают при заводах, техникумах и колледжах 25 ресурсных (учебных) центров. Желающие могут даже получить профессию оператора обрабатывающих центров с числовым программным управлением (ЧПУ). Жаль, правда, что всё оборудование импортное…

Думаю, ясно теперь, что вредителями являются не советские лидеры, осуществляющие всеобщее среднее образование, а фурсенки да ливановы, разрушившие мощную систему подготовки научных и производственных кадров, выхолостившие в гражданах России смысл жизни. А ведь Альберт Энштейн предупреждал: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы жизнь имела смысл».


Теги: образование , профессия