САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

60-летие отмечает Алексей Гуськов, российский актер театра и кино, продюсер, Народный артист России

21 мая Вторник

Юбилей отмечает Елена Водорезова, фигуристка, российский тренер по фигурному катанию

22 мая Среда

70 лет назад родился Евгений Мартынов (ум. 1990), российский эстрадный певец, композитор, музыкант

23 мая Четверг

145 лет назад состоялось первое представление оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова в Москве

24 мая Пятница

День славянской письменности и культуры

25 мая Суббота

День филолога

Юбилей отмечает Людмила Петрушевская, советская и российская писательница, драматург

Сегодня 23 мая 2019 года: 145 лет назад состоялось первое представление оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова в Москве

Список „поколения Z“

Список „поколения Z“

Автор фото:  Фёдор Евгеньев
Рубрика 3-го уровня:  Круглый стол
Автор:  Рыков Сергей

В лидерах оказались книги о самих себе


В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) при участии приложения «ЛГ» – «Словесник» – прошёл круглый стол «449 книг, которые рекомендуют подростки: правда и мифы детского чтения». Организаторы международной читательской интернет-олимпиады «PROчитай!» попытались если не опровергнуть бытующее мнение о том, что современные дети не читают, то хотя бы скорректировать эту «двоечную» оценку «поколения Z».


В интернет-олимпиаде приняли участие 534 юных читателя из 58 городов России, Швейцарии и Республики Беларусь. Книгочеи от семи до 19 лет соревновались в литературном троеборье: «Читай – Обсуждай – Составляй список для чтения». И рекомендуй его сверстникам. Признайся в любви к конкретной книге и поделись этой любовью с виртуальным другом в виртуальном читальном зале.

– Мы поставили перед школьниками непростую задачу. Выбрать какую-либо одну книгу, вычленить в ней определённую тему, аргументированно (в форме эссе) высказать своё мнение, посоветовать прочесть её другому участнику, – рассказала идеолог проекта, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов (ИСП) МГПУ Екатерина Асонова. – Два первых этапа преодолели 109 книгочеев. До финала дошли 46 мальчишек и девчонок.

Олимпиада стала для юных любителей книги захватывающим приключением. Интернет-олимпиада «PROчитай!» – это самостоятельный (а не навязанный взрослыми) взгляд ребёнка на книгу. Ребёнок здесь – и штурман, и капитан в литературном пространстве.

– Ученики задают мне каверзный вопрос: зачем вообще читать? Как ответите вы? – спровоцировал полушутливую дискуссию преподаватель литературы школы № 2120, доктор филологических наук Игорь Урюпин.

На вопрос коллеги ответила руководитель Московского отделения Русской ассоциации чтения, кандидат филологических наук Елена Романичева:

– Книги помогают детям разбираться в себе. Эмоционально откликаться на прочитанное.

Важно, чтобы читатель (в юном, да и в любом другом возрасте) смог почувствовать, что этот текст «о нём самом». Это верный путь к долгосрочной привязанности к книге и к чтению, как к таковому. Если в 10–12 лет ребёнок нашёл ту самую заветную «книгу о себе», если процесс чтения связан у него со свободным выбором, то он по определению будет с удовольствием читать дальше. И больше.

– Лично у меня потребность читать сформировалась лишь к 17 годам. А вот две моих дочери без книжек спать не ложатся, – поделилась радостью счастливая мама Татьяна Волошко.

Слова мамы в какой-то мере подтвердила учитель русского языка и литературы московской школы № 1368 Светлана Растворова:

– Я проводила опрос среди своих учеников седьмых–одиннадцатых классов. И убедилась, что мнение о том, что наши дети ничего не читают, до обидного преувеличено. Дети любят книги «о самих себе». Например? Приключенческая повесть «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, «Волкодав» Марии Семёновой, «Детская книга» Бориса Акунина, «Зимних дел мастер» Тэрри Пратчетта, «Чернильное сердце» Корнелии Функе, «Часодеи» Натальи Щербы… А девочки зачитываются книгой шведского писателя Ульфа Старка «Чудаки и зануды» и произведениями английского писателя Филиппа Пулмана.

Принцип «чтения о себе» ярко иллюстрируют отдельные произведения из списка, отобранного «олимпийцами». «Я не тормоз» Нины Дашевской, например. Или «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз… И конечно же, знаменитый «Гарри Поттер». Как без него?

В ходе олимпиады «PROчитай!» образовался клуб любителей творчества братьев Стругацких, Джека Лондона, Элинор Портер… «Как здорово, что я не один люблю эту книгу!» – писали друг другу юные книгочеи.

А как же классики отечественной литературы? В списках мелькнули «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Старший брат» и «Мой брат играет на кларнете» Анатолия Алексина, «Царь-рыба» Виктора Астафьева, «Два капитана» Вениамина Каверина, «Уроки французского» Валентина Распутина, «Кортик» и «Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова, «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара… И даже рассказы Михаила Зощенко.

Но лишь мелькнули, утонув в океане сотен гламурных названий. «Поколение Z» ещё до них не дозрело? А дозреет ли? Наши классики ведь не в тренде, в тренде всё забугорное. Даже в названии олимпиады мешанина из кириллицы и латиницы. А ведь её проводят педагоги…

Публикации автора

Возврат к списку авторов