Выпуск 9(28) ЛГ-19_2017
Выпуск 9(28) ЛГ-19_2017
Показать все »
Говорить путано умеет всякий, говорить ясно – немногие.
Галилео Галилей
 

Один маленький вопрос на уроке

Шёл урок литературы по "Преступлению и наказанию". Обсуждали Лужина. Девушка Таня, всегда отличающаяся тем, что на каждое явление она имеет своё особое мнение, спросила меня: "А почему вы осуждаете желание разбогатеть"?
- Я не осуждаю желание разбогатеть.
- Тогда вы осуждаете тех, кто имеет много денег.
- Я не осуждаю тех, кто имеет много денег. Я хочу объяснить, что деньги не могут являться жизненной целью.
- А почему это деньги не могут являться жизненной целью?
Я беспомощно оглянулся на класс. Затем сказал.
- Дети, пожалуйста, поднимите руки те, для кого деньги являются главной целью в жизни. Не семья, не друзья, не профессия, не стремление сделать что-то для других, не любовь, а именно деньги...
Один человек поднял руку. И это была не Таня.

Зачем мы пишем? Ведь литература - устный предмет! - кричали мне дети

Когда я пришел в школу, то столкнулся с тем, что дети считали литературу чем-то вроде урока, где рассказывают сказки. Преподаватель, разводя руками, описывал книгу, потом велел ее прочитать, и на следующем занятии те, у кого хватило совести просмотреть хотя бы краткое содержание, поддерживали неторопливый разговор о смыслах, да и вообще. А тут прихожу я и заставляю каждый урок писать какие-то дурацкие тесты, и делать не менее дурацкие анализы стихотворений. Какой-то кошмар, ведь литература - устный предмет...
А вот интересно, физкультура - устный предмет?

Можно ли кричать на уроке литературы?

Можно ли кричать на уроке литературы на учеников? Наверное, нет, ведь мы несем детям слово - это важная, во многом сакральная миссия. Но... Почему-то дети никак не хотят проникнуться важностью этой ситуации. Играют в телефоны, балбесничают, делают рожи, и нет им дела ни до Федора Михайловича, ни, тем более, до какой-то там бедной Лизы - ни до шолоховской, ни, тем более - до карамзинской.
Однажды, на семинаре, одна из учительниц поругалась на наши методические материалы для 6-го класса. "У меня нет времени читать все эти произведения, поэтому лучше было бы, чтобы в методичках было написано, что именно я должна говорить по тому или иному поводу", - сказала она. Семинар проходил, кстати, в одной из московских школ.
Какой счастливый человек, - подумал я. - Зачем я в свое время взял в руки книгу...

Почему дети не читают книги и не готовятся к урокам литературы?

Сегодня в школе сложилась интересная ситуация. Каждый раз, когда надо прочитать большое (более тридцати страниц) произведение, дети идут по короткому пути - краткое содержание в интернете. Сегодня в школе сложилась интересная ситуация. Каждый раз, когда надо прочитать большое (более тридцати страниц) произведение, дети идут по короткому пути - краткое содержание в интернете. И это в лучшем случае. В худшем - когда пытаешься тестировать их на знание - ок. Гугл, и вперед. И смотрят ясными чистыми глазами, когда спрашиваешь их про смыслы произведения. В результате ощущение - что бьешься об стену. Это проблема нечитающего поколения? Или проблема отцов и детей? Или проблема содержания школьной программы? Или нужно нам всем срочно начинать общаться с детьми на их уровне? Что это? Всем тем, кто говорил мне (а таких довольно много), что отмирает бумажная книга, я отвечаю: пообщайтесь с теми, кто не читает бумажных книг. Удовольствия море. Язык скуден, образный ряд невелик, мыслят готовыми категориями из интернета. Очень много цитат на известные только им события в сети. Дети вбрасывают цитату в разговор, потом начинают суетиться, сверкать глазами, думаю, что натянули нос учителю - откуда ему знать такие вещи.
 
В блоге пока нет сообщений
Блоги