Выпуск 9(28) ЛГ-19_2017
Выпуск 9(28) ЛГ-19_2017
Показать все »
Меч и огонь менее разрушительны, чем язык.
Р. Стиль
 

Об обязательном сочинении

Случилось... Пролетело над страной известие о возвращении обязательного экзамена по литературе в виде сочинения. Возрадуемся, коллеги! Сбылось то, о чем мечталось: "они" (старшеклассники) убоятся, станут изо всех сил учить литературу, и мы поднимем, наконец, гордо свои светлые головы,  раскроем им секреты, поделимся сокровенным, и всем будет ЩАСТЬЕ.

Так ли? Но ведь не так, коллеги! Не обрадовались мы, а испугались. За что нам? Какое сочинение, у нас ведь уже есть обязательный экзамен по русскому языку, его бы сдали наши митрофанушки.


То ЕГЭ, которое есть по литературе, плохо, но дискредитированное сочинение тоже не вариант по целому ряду причин, многими уже озвученным. В любом случае, должны быть единые критерии проверки для всех. Как это сделать? Как и о чем писать? Кто будет проверять и по какой шкале оценивать? Что значит публичная защита сочинения (если имеется в виду всем знакомый школьный жанр)?


Я в принципе против обязательного экзамена, который предполагает измерение таланта, способностей и т.д. Что будем измерять по литературе? Знания? Тогда стихотворение наизусть. Умение излагать свои мысли письменно и устно? Наличие этих самых своих мыслей? Или умение гладко изложить мысли чужие, в течение двух лет прилежно записанные под диктовку учительницы на уроках (про это все уже забыли?)? Почему не защищать публично проект по истории, не сдавать поголовно географию (да что же это я все к географии цепляюсь!), ее тоже не знают, в том числе экономическую, и шансов узнать после школы нет уже. А с физикой беда в стране какая, космические корабли падают, с инженерами все плохо. Может, те, у кого претензии к школьному образованию в области физики и географии, не так громко кричат и возмущаются? А помните, была идея ввести обязательный экзамен по физкультуре?


Но предположим, сочинение с публичной защитой будет. Как это будет выглядеть?


Страшно даже думать об этом! Прямо царскосельский экзамен с привлечением прогрессивной общественности и великих мира сего (величие которых напрямую связано с возможностями региона и конкретной школы: в центровую приедет губернатор, в соседнюю центровую мэр, который пишет с ошибками и сам не помнит, когда читал книжку в последний раз, но по своему голоногому детству ностальгирует, а окраинной достанется замначальника цеха мукомольной фабрики). Поскольку учительница точно знает, на сколько баллов  ее ученики знают литературу, никакой результат работы ребенка непосредственно на экзамене ее не переубедит, директору важно не уронить показатели, а дети, которых до экзамена уже допустили, точно знают, что их не завалят – свои же, сами же учили и трояк ставили. Очень быстро приходим к привычной системе: все делают вид, о литературе никто не вспоминает.


Как-то (в 2010 году) пришлось мне поприсутствовать на защите дипломов выпускниками филологического факультета университета. То самое: студенты-филологи написали сочинение (дипломную работу) и публично его защищали. Надо думать, эти люди изначально на литературу были мотивированы, пять лет их учили не по три часа в неделю. Нет надежды. Они придут (и приходят) в школы, уроки ведут так же, как вела их любимая учительница, упоенно диктуют правильные мысли правильных людей. Они к литературе ничего не чувствуют. Я поняла: любовь! Вот почему нельзя ничего обязательного, потому что литература – это любовь. Если не любит учительница, ее за это не накажешь, не уволишь, а дети станут заложниками этой нелюбви, этих отношений по принуждению, за оценку, за баллы.


Конкретные предложения: РЕЗУЛЬТАТЫ обучения и система контроля достижения этих результатов должны быть согласованы друг с другом. Если в описании результатов обучения не указаны умения вступать в дискуссию, публично защищать свои размышления, если не прописать как условие выполнения программы формирование этих умений и механизмы формирования именно средствами предмета, то НЕЛЬЗЯ это включать в экзамен даже по выбору. Способы контроля образовательного результата тоже нужно пересматривать. Про часы не мечтаю, это не выход и никогда обилие часов не повышало качества обучения. Но первое, что нужно сформулировать: что мы хотим улучшить и на сколько пунктов, потому что «неуклонное повышение»  мы уже проходили.

0  
Николай Кружков
14 Май 2014 16:33:18
Николай Кружков

«НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ» или ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ

                         Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
                                                                                      Дени Дидро

ЕГЭ… Что побудило меня обратиться к теме, которая многократно муссировалась в СМИ и всё-таки на сегодняшний день осталась самой актуальной и болезненной? Поскольку речь зашла об образовании, мы должны сделать небольшой экскурс в историю. Иначе нам трудно будет понять, как лучшее в мире образование, которое люди среднего и старшего поколения получали в СССР, превратилось в «образованщину», не имеющую никакого отношения к тому, чем занималась советская школа. В начале 90-х годов г-н Сорос решил заняться реформой гуманитарного образования в России. Сразу оговорюсь: г-н Сорос – не Билл Гейтс, он предприниматель-авантюрист, обрушивший в своё время лондонские биржи и ставший персоной нон грата в Англии. А вот реформы в России  г-на Сороса привлекли.

Я учитель русского языка и литературы, поэтому могу говорить только о том, что касается моей профессии и специальности. Параллельно с учебниками фонда Сороса у нас в стране стали создаваться всевозможные лингвистические школы  с весьма сомнительной репутацией. Огромными тиражами издавались учебные комплексы Бабайцевой и Разумовской, которые ныне канули в лету, за что скажем спасибо академику Шанскому: созданные под его руководством учебники русского языка вернулись в наши школы, лицеи и гимназии.  Но за двадцать лет была разрушена академическая наука, на смену традиционным экзаменам ( выпускному сочинению) пришёл ЕГЭ, и интеллект учителя  стал не востребован, а интеллектуальный потенциал ученика никому не нужен.

Тестирование и ответы на бессмысленные и двусмысленные вопросы – все эти кроссворды и шарады - смело можно отнести к тому, что стало у нас называться единым государственным экзаменом. В 1992-1994 г.г. я работал учителем русского языка и литературы в средней школе №6. В гимназии, где я работал пять лет,  давал уроки риторики. В пятом классе на русский язык и литературу отводилось по программе 11 часов (соответственно 7 и 4). Сейчас 7 часов. Комментарии, по-моему, излишни. Скажу лишь одно: у меня была возможность один час в неделю отвести на развитие речи учащихся, на сочинения, изложения, на упражнения, которые формируют культуру речи и речевой этикет учащихся. Ещё один час отводился на внеклассное чтение. Сейчас уроки физкультуры и ОБЖ стали важнее уроков литературы и истории.

И - как следствие этого - повсеместное оскудение речи учащихся и их низкая грамотность и неосведомлённость в самых элементарных вопросах.  Наши ученики перестали читать.

А ведь мы сталкиваемся с такими факторами и проблемами, как деструктивное мышление учащихся, немотивированная агрессия, болезненное возбуждение, нарушение концентрации внимания, за что следует сказать «огромное спасибо» нашему телевидению и Интернету.

К сожалению, родители не в состоянии сейчас уделять своим детям много внимания: они большую часть дня проводят на работе. Из нашей жизни ушла такая форма общения, как семейное чтение. Максим Горький говорил, что чтение – лучшее учение.  

Интерактивная доска, компьютер и ноутбук необходимы сейчас учителю, но и здесь должно быть чувство меры.  И здесь гораздо важнее слово учителя, его умение заинтересовать учеников своим предметом. Увы! Некоторые современные учителя, по моему мнению, должны пройти тест на соответствие своей профессии. Но учителей сделала униженными и оскорблёнными именно реформа нашего образования.Винить в этом необходимо наше общество.

Я учил свою дочку только один год: в пятом классе. Это было двадцать лет назад. Но какими высокими профессиональными качествами в ту пору обладали учителя начальной школы! Благодаря им в пятом классе мне было работать очень легко и интересно. А учеников отличали такие качества, как любознательность, начитанность, аккуратность, коллективизм, взаимопомощь. Многие мои ученики впоследствии стали студентами самых лучших вузов страны: Ваня Оленин, Дима Куцко, Оля Борзова поступили в МГУ, другие ребята закончили институты с красным дипломом. Моя дочка Элеонора стала  в 11 классе победителем  олимпиады по литературе, написала лучшее в районе сочинение и окончила школу с серебряной медалью, в чём, несомненно, большая заслуга прекрасных педагогов советской школы. Сейчас моей дочке 30 лет, она закончила с красным дипломом МГОГИ, но до сих пор не мыслит своей жизни без книги.  Но книги я ей читал ещё тогда, когда она была ребёнком и только начинала познавать окружающий мир.  Всё начинается с семьи – это азбучная истина. И сейчас родители многих учащихся стараются противостоять ЕГЭ, делая всё от них зависящее, чтобы их ребёнок не играл в школу, а получал знания.

Оценка очень часто субъективна. Знания – показатель объективный. Приведу несколько высказываний о едином государственном  экзамене из социальных сетей:

«Я мстительно рада, и даже не стесняюсь в этом признаться. Уж сколько было разговоров и похвал расточено единому государственному экзамену - дескать, не позволяет он ни сжульничать с ответами, ни заранее как-то узнать их. А вот вам, вот вам - всё можно, оказывается... Как вы уже поняли, я о той ситуации, что нынче обсуждается в центральных и не очень СМИ - про школьников, которые с помощью телефона и интернета высылали задания тестов в группу ВКонтакте, и там предприимчивые товарищи раздавали им ответы. А также о том, что где-то (где именно - просто забыла) вместо школьников экзамен сдала нанятая (за деньги, естественно) группа студентов. Вот вам и ЕГЭ... Я много писала в своё время о том, почему именно считаю тестовую систему оценки плохой, так что сейчас повторяться не буду. Приведу лишь новый пример: не очень давно на работе проводили тестирование, и в учебных целях меня попросили один тест завалить. Я стала отвечать по принципу: "в ответе номер 1 ставим галочку в окошке номер 1, в ответе номер 2 - в окошке номер 2..." и так далее. И что же? Даже при таком раскладе итоговый балл получился где-то на 3+, то есть проходным. Это ещё одно доказательство, что даже полный идиот способен получить в тестах более-менее приличную оценку. А что касается школьников, которые отвечали с помощью интернета... На что только люди не пойдут, чтобы не учиться. Я вот считаю, что пользоваться шпаргалками - ронять своё достоинство; не пользовалась ими ни в школе, ни в институте. В конце концов, обманывай - не обманывай, знаний тебе это не даст. А ведь главное - в школе или в институте - это получить именно знания, информацию, и умение ею оперировать. А когда я гляжу на некоторых студентов (даже из тех, что мне сдают), у меня создаётся впечатление, что знания им нужны меньше всего, а главное - это половчее обмануть преподавателя. Только не меня они обманывают, а сами себя».

По-моему, комментарии излишни.

Это мнение преподавателя института.

А вот мнение учителя: «Я как преподаватель говорю: да, ЕГЭ проверять легче, но это страшно механизирует человека, и оглупляет. Человек учится не думать, а ставить галочки».

И здесь, по-моему, всё ясно.  

Категорически против ЕГЭ был не только выше упомянутый мною  Билл Гейтс, но и президент США Джон Кеннеди, и многие наши известные политические деятели, и представители творческой интеллигенции: Сергей Миронов, Михаил Задорнов, Валентин Распутин. Но это не мешает пока никому (и новому министру образования и науки Ливанову) «совершенствовать ЕГЭ».

А я считаю, что совершенствовать необходимо не ЕГЭ, а всю нашу систему образования в целом. И возвращаться к тому лучшему, что было в советской школе: к выпускному сочинению и устному экзамену по русскому языку и литературе.

К тому же, наша школа  с введением ЕГЭ стала стремительно деградировать и нравственно, и духовно. Отсутствие идеологии и идеалов, манипуляция сознанием учащихся нашими телевизионными программами привели к утрате духовных ориентиров и нравственных ценностей, к превращению учителя в робота.

После окончания педагогического института в 1974 году я работал по распределению один год учителем русского языка и литературы в одной из сельских школ Шатурского района. Самыми уважаемыми людьми на селе были учитель и врач.

Сейчас учителя поставили в такое унизительное положение, что диву даёшься: как он ещё сохраняет присутствие духа? Ему отвели роль статиста и программиста. Если же ещё учитель сохранил чувство собственного достоинства, ему в современной школе места нет.

Такая ситуация не может не привести к глобальному кризису образования, что мы сейчас имеем возможность наблюдать. А выход из кризиса только один: отмена ЕГЭ и совершенствование всей системы  российского образования в целом. Иначе процесс инфантилизации,  духовной  и нравственной деградации учащихся нам не остановить.
Ответить Ссылка 0  
0  
Дарья Еремеева
29 Окт 2014 09:05:13
Все будет хорошо, обязательное сочинение -- это правильно. Мир постепенно превращает детей в роботов с утилитарным мышлением, а сочинение -- единственное спасение от этого обезличивания! Присылайте отроков в наш музей на новый цикл лекций-бесед "Сочинение и литературное эссе -- совершенствуем мастерство!" Набор только начался!
http://tolstoymuseum.ru/news/1396/
Ответить Ссылка 0  
0  
29 Окт 2014 18:00:17
Уважаемая Дарья, спасибо  за приглашение, однако нашим детям далековато к вам на лекции: почти три тысячи километров. Да и мы кое на что еще сгодимся, учить мы не переставали, что бы ни заявляла общественность. Что же касается мира, который кого-то во что-то превращает против его   воли, думаю, Лев Николаевич с Вами поспорил бы. Очень легко пенять на мир и тут же вменять в обязанности замотанной учительнице противостоять всему миру посредством обязательного экзамена.
Ответить Родитель Ссылка 0