Описание

Русский язык

Тема: Социальная сеть
Описание: будем обсуждать филологические, ЯЗЫКОВЫЕ вопросы
Создана: 23.01.2014 10:32:08
Участников: 7
Тип группы: Это открытая группа. В неё может вступить любой желающий.
Это видимая группа. Ее наличие видно всем пользователям.
Живая лента
Ольга Моторина Русский язык
Сообщение форума
Прививка от одинаковости
Прочитав публикацию «Может ли русский быть родным языком» («Словесник», выпуск № 4 в «ЛГ», № 21), я позволил себе не согласиться с мнением уважаемой мною Ольги Ивановны Артёменко, с которой имел честь общаться, когда проходил обучение в аспирантуре НИИ «Национальных проблем образования». Мне видится, что опытный учёный и практик просто упускает ряд ключевых моментов, которые очень хорошо видны вдалеке от Москвы.
Сила России – в её многоликости. Разве можно загнать всё многообразие наших народов в обезличенные штаты или губернии? Главным отличием национальных республик от краёв и областей выступает право народа иметь ещё один государственный язык. Почему это пугает?
http://slovesnik.lgz.ru/article/privi...nakovosti/
Ольга МоторинаОльга Моторина
26.10.2015 00:440 Ещё
Татьяна 30.07.2015
В России никто никому не запрещает говорить на родном языке, изучать его. Но государственный и общезучаемый должен быть один - русский. Достаточно, что при создании СССР нарезали республики с неведомо откуда взявшимися границами и каждой насадили в обязательное изучение собственного языка, неважно хочет или нет население его изучать и считает ли его родным. Спасибо уже за то, что многие народы благдаря такой политике получили свою письменность, заимели свою литературу, смогли самовыражаться, быть переведёнными и влиться в общую культуру всей многонациональной страны.
Татьяна Седова Русский язык
Сообщение форума
Академическая наука в школе
Наука о языке не стоит на месте. Коммуникативная лингвистика, корпусные исследования... Нужно ли пересматривать школьный курс русского языка? Возможно, это действительно поможет школьникам лучше ориентироваться в языке, осознанно применять правила. Ведь другие школьные дисциплины актуализируются. Но не отпугнет ли такое усложнение, наукообразие слабых учеников? Коллеги, что вы думаете? Поделитесь опытом.
Владимир ПоляковВладимир Поляков
15.05.2015 12:361 Ещё
Не надо усложнять ничего - и так уже всё очень сложно.
Ведь школа не готовит будущих филологов.
Всё академическое надо оставить для вузов.
Ольга Моторина Русский язык
Сообщение форума
Русский диктант
Идея «Тотального диктанта», родив­шаяся в стенах Новосибирского государственного университета, отмечает десятилетний юбилей. Это побуждает подвести некоторые итоги. Сама по себе мысль вывести образ грамотного человека из ниши неудачников заслуживает поддержки: она, безусловно, полезна. Но «как корабль назовёте – так он и поплывёт», диктант с эпатирующим названием «тотальный» вызывает вопросы в области как методологии, так и выбора текстов. Грамотность – свойство не только навыка, но и чутья, один из основных её источников – прочитанные художественные тексты, ключевые для развития языка и национального миросозерцания. За десять лет для того, чтобы проверить грамотность, предлагались отрывки из произведений Льва Толстого, Александра Бека, Ивана Соколова-Микитова, Василя Быкова, Редьярда Киплинга, Николая Гоголя, Бориса Стругацкого, Дмитрия Быкова, Захара Прилепина, Дины Рубиной, Алексея Иванова. Иногда вариантов было несколько, и они были глубоко неравноценны, что не стало бы проблемой, если б вслед за подведением итогов не наступало пафосное награждение «самых грамотных».
Первый текст составлен по статьям известного российского писателя, лауреата премии «Золотой Дельвиг» Владимира ЛИЧУТИНА «О русском слове» и «Слово о бессловесных...»

О русском слове*

Каждый из нас, будто почка, крохотный листок на древе нации, не может верно знать, как живёт разговорный язык, какими путями движется, погружается ли, огрузнув от бытия, в омут времени на погребение, или готов вскоре вновь вернуться из забвения на поверхность русской жизни. Нам не дано угадать, беднее или богаче был язык наших предков две тысячи лет тому назад, ибо целые пласты сословного быта, обычаев или обрядов время от времени выпадали из внешнего оборота и сонно оседали на дно, не истлевая там вовсе, как летошняя трава, и после снова всплывали для нашей услуги и воспитания души. Осколки вроде бы забытого словарного свода вдруг являются к нам вроде бы ниоткуда, вплетаются в живую ткань разговорного языка, замещая собою временные, текучие и случайные слова.
Другое дело, что мы разучились обращаться с ним из-за духовного оскудения. Прибаутки, скоморошины, пословицы и загадки, частушки и приговорки – вся эта краснословица была уместной в обыденной речи, придавала разговору чувственный окрас. Нам не хочется говорить красиво, и оттого мы потихоньку засохли, заскорбели умом и душою. Свинцовая мерзость немало положила усилий, чтобы оскотинить нас…
Мы не знаем, как создаётся и живёт мысль, но верно знаем, что без слова она не живёт, не может явить себя. Мы не знаем, да, пожалуй, и никогда не познаем, что есть слово в своей сущности, в своей сердцевине, почему оно так воздействует на человека и вообще на весь мир, благотворно преображая его иль роняя в жесточь и погибель. Во всей природе, пожалуй, не сыскать более сложного элемента, как слово, живущего особняком, но средь нас и в нас, не входящего ни в какие периодические таблицы. Учёные долго и самоуверенно разлагали ядро, пытаясь дойти до глубины, и, хоть проникли слегка, раздевая, обшелушивая, как луковицу иль капустный кочан, в конце концов пришли к мысли, что оно бесконечно, как бесконечна вселенная. Но к сущности слова, к его жизни в природе не могут даже подступиться, оно не даётся, отталкивает, не раскрывает своих внешних покровов. Его никогда не увидеть, не взять в полон, не замерить его энергии, побудительных свойств и качеств. Даже в простейшем слове зашифрована история рода и народа. Мы принимаем его как божественный дар, в нём таятся нрав и норов, психология, заповедальность, союз земли и неба.
Слово остаётся на земле как охранительная соборная память нации, её бесценное богатство.
(Всего 369 слов)
______________
* Личутин В. Уроки русского. – Подольск: «Академия – XXI», 2014. – С. 41–42; 69–70.

Комментарий составителя
Владимир Личутин замечательно говорит о русском слове, отражая современный взгляд на его природу, на историю языка, его эволюцию. Предложенный текст имеет образный характер, который во многом проявляется посредством использования устаревшей лексики.
К орфографическим особенностям текста относятся правописание проверяемых безударных гласных в корне слова; правописание -тся и -ться в глагольных формах; правописание наречий; различение не- и ни- (в качестве приставок и частиц).
Пунктуационные особенности текста: пунктуация в сложном предложении, при однородных членах предложения (в том числе с обобщающим словом), при обособленных членах предложения, при союзе как (соединяющем сравнительный оборот или имеющем значение «в качестве»).

Ольга ЛЁВУШКИНА, доктор педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования
Ольга МоторинаОльга Моторина
01.04.2015 14:160 Ещё
Хотелось бы насладиться дискуссией по существу обсуждаемого и давно поднимаемого вопроса,а не читать провинциальные замечания.Не филолог я,увы!Хуже того : я даже не гуманитарий.И совсем уж плохо:я—военный(как?) пенсионер.Но у меня есть одна,но пламенная страсть,которой я с вами щедро поделюсь:Я САМОЗАБВЕННО ЛЮБЛЮ РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ И РУССКИЙ ЯЗЫК.Жутко читать нынешнюю писанину...В журналах,книгах,в других печатных изданиях(об Интернете я даже и упоминать не хочу,потому что грамотность наших IT-спецов "прёт" в текстах и титрах на мониторах ТВ,как говорится,"дуром".
Низкий поклон и вечная благодарность Юрию Полякову за работу в данном направлении.Это смелый,мужественный человек.Не трусливый боец Юрий Поляков!И если его удастся свалить ,то культура русская проиграет значительно и ощутит это на себе "всерьёз и надолго".
Комментарий Ольги Лёвушкиной замечателен.Спасибо за "канву",по которой буду здесь проверять тексты.И под конец хотелось бы сказать и спросить:почему нельзя писать диктанты по Тургеневу И.С.?Почему нужно корячиться ,пыхтеть и ,высунув кончик языка,сопеть,вожделенно водя пером по бумаге,вслушиваясь в текст некоей дамы из Мюншена,которая там живёт-поживает и добра наживает уже четверть века?Или оскудела землица русская писателями,сказителями,пиитами?Чем не угодил Иван Сергеевич или Александр свет Сергеевич,Лев Николаевич или Фёдор Михайлович?Почему надо писать диктант под звуки текстов русофобов и инородцев,которые и не живут-то ныне здесь,не являются патриотами нашей страны?Более того—они нашу Россию ненавидят и открыто в этом признаются и пишут это.Не нравятся наши классики—подберите современных наших писателей:Распутина,Личутина и других замечательных тружеников.Зачем они нам нужны,все эти русофобы:Быков-Зильбертруд,Улицкая,Рубина?Ну,зачем?Разве "Русский диктант"—это не воспитание,не прививание любви к своей Родине,литературе,языку?Разве диктант должен быть отделён от патриотизма?Если так думает нынешний министр Ливанов,то пусть он идёт в ,извините,глитеус..Могу сказать посмачнее и наотмашь.Надоело терпеть эту "заказуху" иностранную и непрофессионализм.Не нашлось,что ли,в стране России патриота,грамотея,эрудита,профессионала на должность министра ОБ-РА-ЗО-ВА-НИ-Я ?Стыдно!Как писал Бушин В.С.,"...аж щёки горят".От одного вида этого министра(Ливанова) берёт оторопь..Ну,да это ладно...Был бы человек патриотом,а то так...
Владимир


Теги
Теги не найдены

Управление
Участники

Все участники (7)
Модераторы