Исповедь Ван Гога

Софья Купервасер 


Рассказ о реставрации картин Ван Гога написан  в рамках школьного проекта "Обретенные шедевры"(художественная проза). В 2015 году Соня стала победителем  четвертого Международного детского творческого конкурса "Пишем книгу мира!" за рассказ "Подарок во сне" (в интернете его можно прочесть, набрав Купервасер Софья Александровна; ей тогда было 12 лет). В "Книге мира" опубликованы ее  рассказ  "Возвращение королевы" и эссе "Как искусство помогает пережить переходный возраст". В 2016 году она стала финалистом Международного проекта "Пишем историю семьи" (рассказы "Компьютерная сестра, или средневековые каникулы" и "Все начиналось со старенькой будочки"). В 2017/2018 учебном году она стала призером муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе. 


Луис Ван Тильборг и Йорис Дик, затаив дыхание, смотрят на рентгеновское изображение. Прямо на их глазах сейчас происходит настоящее чудо! Под верхним изображением цветов проступает вторая картина: двое борющихся мужчин, сюжет, довольно типичный для ученических работ школы изящных искусств в Антверпене в конце 19 века. Именно туда в начале 1885 года поступил Винсент Ван Гог. 

Январь 1885 года. Угловатый коренастый мужчина с огненно-рыжими волосами и неровной бородой шел по улице, освещенной фонарями, в тусклом свете которых мелькали редкие мелкие снежинки. Он был почти у цели. Перед ним возвышалось здание, издали напоминающее морской дворец. Двери распахнулись, и Винсент уверенно вошел вместе с другими учениками внутрь… Сегодня в Антверпенской школе изящных искусств, которой руководил местный художник Карел Ферлат, позировали два борца. Винсент рисовал с поразительной скоростью, немедленно стирая и поправляя свой набросок. Окружающие ученики, в основном немцы и англичане, смотрели на этого голландского переростка с нескрываемым удивлением. Ферлат усмехнулся и направил Ван Гога в класс рисунка. Винсент вышел из мастерской, раздраженно хлопнув дверью. Всегда с ним происходила одна и та же история: он старается изо всех сил, работая без отдыха, сжигая себя каждый день так, как будто он последний, но академическая школа никак не приживается в его бурной творческой натуре, требующей крупных мазков, стремительной экспрессии и … свободы! Он бросает академию и едет в Париж. 

Здесь Ван Гог знакомится с Мане, Сислеем, Гогеном. Писсаро учит его импрессионизму. Винсент много работает, его палитра становится светлее, художник впитывает, пропуская через себя весь опыт любимых им мастеров: Рембрандта, Делакруа, Монтичелли. Он подражает им, чтобы потом обрести свой стиль, яркий и неповторимый настолько, что зритель сразу узнает его картины по почерку. Винсент пишет очень быстро, ему не хватает холста, и тогда он берет работу с изображением двух борцов и создает новое полотно – натюрморт с луговыми цветами и розами, нанося краски поверх старого этюда; букет из маков, васильков, ромашек и роз в духе своего любимого Монтичелли. 

2012 год. Музей Кроллер –Мюллер в Оттерло. Тильборг, главный эксперт творчества Ван Гога из музея Амстердама, и Дик, профессор Дельтфского технологического университета, полностью подтвердили авторство великого голландского художника, не продавшего практически ни одной картины при жизни. Многие его работы были утеряны, многие подарены или попросту отданы за долги, но, к счастью, большинство картин отреставрировано и находится в музеях. Еще одна картина, пожалуй, самая дорогая для Ван Гога, «Спальня в Арле» была восстановлена в Амстердаме в 2010 году. 

1889 год. Винсент и Рулен - местный почтальон, ставший другом художника и моделью для его портретов здесь, в Арле, вошли в дом на площади Ламартен. Наконец-то художник вернулся в свою мастерскую из психиатрической лечебницы Сен-Поль. 

Рулен действительно постарался – комната выглядела вполне прибранной, но, взглянув на картины, Ван Гог пришел в ужас: из-за высокой влажности пострадала его любимая работа «Спальня в Арле», краска по краям стала осыпаться. Художник схватил почтовую сумку Рулена и высыпал на пол ее содержимое. Разворачивая газеты, он в несколько слоев укрыл ими холст. Март 2010 года. Реставратор музея Ван Гога в Амстердаме Элла Хендрикс склонилась над картиной «Спальня в Арле». Полгода миллиметр за миллиметром она аккуратно снимала с нее желтоватый налет и следы типографской краски. В дверь тихо постучали , и вошел куратор музея Лео Янсен. Разглядывая восстановленное полотно, он довольно потер руки. Реставратор посмотрела на Янсена.

-Думаю, нам удалось создать ощущение спокойствия, - задумчиво произнесла она. 

- Да, теперь картина выглядит более безмятежной, как хотел сам Ван Гог, - отозвался Янсен. 

Все-таки удивительные люди реставраторы: посвящая свою жизнь и талант восстановлению произведений других художников, они должны точно воссоздать когда-то задуманное полотно, не нарушив авторского замысла. О чем думал Ван Гог, когда писал эту картину? 

В 1888 году Винсент буквально бежит из Парижа в Арль, на юг Франции, где ему предстоит самый плодотворный и самый трагический период жизни. Он снимает домик на площади Ламартен, его любимый «дом солнца». Еще впереди приезд Гогена, их дружба,а позднее – творческий конфликт, нервное истощение, приведшее художника в психиатрическую лечебницу, и знаменитый автопортрет с отрезанным ухом. 

Из Арля он пишет брату в Париж: «То, чему я выучился в Париже, уходит, и я возвращаюсь к идеям, которые возникали у меня еще в пору моей жизни в деревне, до того, как я познакомился с импрессионизмом. Я пользуюсь цветом не для того, чтобы точно воспроизводить то, что у меня перед глазами, а более произвольно, чтобы полнее выразить себя» - Винсент задумался, глядя на розовые сады за окном, и продолжил: «Хоть мы с тобой знаем, что жизнь, отданная искусству, не есть подлинная жизнь, она кажется мне настолько полной жизни, что было бы неблагодарностью не довольствоваться ею». Он оглядел комнату, которую приготовил для Гогена, развешанные на стенах картины. В углу стояла желтая кровать, два стула, тумбочка. Отложив письмо, он схватил новый холст и краски и стал быстро наносить энергичные мазки. В течение трех часов работа была закончена, Винсент бросил кисти, и, взяв соломенную шляпу, вышел на улицу. Его душа была полна надежды: к нему обещает приехать Поль Гоген, они станут работать вместе, наконец-то он не будет так одинок!